Конкуренты «КАМАЗ-мастера» на «Дакаре-2019»
Подробное описание новости
Вчера в Перу стартовал международный ралли-марафон «Дакар-2019». Из 41 экипажа на спортивных грузовиках конкуренцию нашей легендарной команде составят лишь несколько. Кто они основные соперники команды «КАМАЗ-мастер» в грузовом зачёте?
На подиум «Дакара» в грузовом зачёте, кроме камазовцев, по мнению пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрика Хайруллина, претендуют не менее 10 топ-экипажей. Несколько его слов о «тяжёлой артиллерии» «Дакара-2019».
На гонку в полном составе – четырьмя экипажами – возвращается команда Жерара де Роя. В первую очередь на золото «Дакара» претендует сам Жерар де Рой – победитель ралли «Дакар-2012», «Дакар-2016», призёр марафона «Дакар-2004», «Дакар-2009», «Дакар-2014», ралли «Шёлковый путь-2009», представитель династии победителей «Дакара». Голландец пропустил «Дакар» прошлого года, сделав исключение в пользу африканской гонки Africa Eco Race, но, в общей сложности, гонка этого года станет его 17-м по счёту «Дакаром».
«Для моих спонсоров „Ивеко“ и „Петронаса“ важно всегда участвовать в самых конкурентоспособных гонках, и „Дакар“ отвечает этим запросам. Мне понравилась „Африка Эко Рейс“, но с точки зрения конкуренции она уступает „Дакару“, и поэтому я вновь поеду в Южную Америку, хотя мне хотелось бы, чтобы „Дакар“ вновь проходил в Африке», - прокомментировал своё возвращение Де Рой.
Кроме Жерара на трофеи высшей пробы от команды IVECO будет претендовать талантливый аргентинский гонщик Федерико Вильягра. Легенда аргентинского автоспорта по прозвищу «Койот», он семь раз становился победителем национального чемпионата по классическому ралли. В 2018 году поклонники грузового зачёта стали свидетелями беспрецедентной дуэли Вильягра - Николаев. Ситуация в грузовом зачёте до последнего держала в напряжении российских болельщиков. Всего за два дня до окончания гонки основных соперников Эдуарда Николаева («КАМАЗ-мастер») и Федерико Вильягру (IVECO) в генеральной классификации после 12-ти этапов гонки разделяла всего одна секунда! Развязка наступила на предпоследнем этапе гонки Сан Хуан – Кордоба, когда из-за поломки коробки передач аргентинец сошёл с дистанции.
Принимая во внимание, что страховать де Роя и Вильягру будет надёжный Тони Генугтен, ни у кого нет сомнений, что команда IVECO приложит максимум усилий для победы в гонке. В 2018 году она была восьмой в грузовом зачёте «Дакара» (в 2016-м – третьей, в 2017-м – четвёртой). В составе IVECO появился ещё один весомый игрок: один из грузовиков будет пилотировать опытный голландец Маурик ван ден Хювель, до сих пор пробовавший себя за рулём капотной Scania.
На всех четырёх грузовиках IVECO установлены автоматические коробки передач Allison, что, по заявлению де Роя, даст большое преимущество в песках и при преодолении дюн. Кроме того, двигатели, подготовленные в отделении FIAT Powertrain, имеют крутящий момент в 5500 Нм, что определённо достигнуто с использованием далеко не серийных технологий и материалов.
Ещё одним голландским претендентом на титул победителя «Дакара» является Мартин ван ден Бринк на спортивном капотном грузовике RENAULT. Янус ван Кастерен будет вторым пилотом в его команде. Также на грузовике RENAULT, подготовленном конюшней MKR Марио Кресса, поедет голландец Герт Хузинк (команда RIWALD DAKAR TEAM).
Как показал «Шёлковый путь-2018», капотный грузовик Renault CBH 385 лидера команды Мартина ван ден Бринка постоянно совершенствуется. Этот болид специально создан для ралли-рейдов и, пожалуй, только кабина, заимствованная у армейского грузовика Sherpa, позволяет ему носить шильдик Renault на капоте. В машине широко используются композитные и лёгкие материалы с тем, чтобы вес её приближался к минимальному разрешённому на «Дакаре» весу 8500 кг (к примеру, из алюминия сделаны два топливных бака машины общим объёмом 850 литров). В машине применено много передовых решений. К примеру, кроме листовых рессор в конструкции использованы также по две винтовые пружины и по два специальных амортизатора на каждое колесо с возможностью регулировки демпфирования.
Двигатель Renault грузовика CBH 385 ведёт происхождение от гоночных кольцевых грузовиков и также не является серийным. В спортивной «конюшне» MKR Adventure в Чехии он доводится до мощности в 1200 л.с. и 4800 Нм крутящего момента! Он работает с очень высоким давлением впрыска (до 3000 бар) и давлением наддува до 5 бар. Мотор охлаждается огромным радиатором, расположенным в грузовом отсеке со 100 литрами охлаждающей жидкости, а также целым рядом дополнительных радиаторов. Огромная мощность двигателя Renault передаётся на колёса через автоматическую коробку передач, разработанную специалистами ZF специально для Дакара. Она позволяет практически мгновенно переключать передачи, не сбрасывая газ.
Команде TATRA INSTAFOREX LOPRAIS TEAM в очередной раз удалось договориться с организаторами гонки о том, что Алеш Лопрайс сможет принять участие в гонке на привычном для себя капотном грузовике собственной конструкции Queen 69, созданном на базе TATRA JAMAL. Победитель ралли «Шёлковый путь-2011», призёр ралли «Дакар-2007», «Центрально-Европейского ралли», ралли «Шёлковый путь-2009», обладатель 4-го места на «Дакаре-2015» и, между прочим, племянник Карeла Лопрайса, шестикратного победителя «Дакара», приложит все усилия, чтобы улучшить свои собственные дакаровские результаты. Надо отдать должное честолюбивому гонщику. Он очень настойчив в том, чтобы держать марку знаменитой фамилии Лопрайсов, постоянно работает над своей машиной, изучает опыт других команд (пробовал себя в «Дакаре» на машинах команд IVECO, MAN и TATRA BUGGYRA). В Перу Алеш стартует с испанским штурманом Ферраном Марко Алькайной. Сразу после отгрузки машин на паром до Лимы, Алеш отправился в Дубай, где провел тренировки в дюнах.
Другой представитель ещё одной чешской автоспортивной династии Мартин Мацик-младший получил от организаторов «Дакара» неожиданный подарок – он был посеян под почётным 504-м стартовым номером. Вполне заслуженно – он стал пятым по итогам «Дакара-2018» и, кроме того, отлично показал себя в этом году на ралли в Марокко. Возможно, отличная стартовая позиция плюс усовершенствованный грузовик LIAZ, оснащённый новым более мощным двигателем мощностью 1100 л.с. (809 кВт), помогут молодому Мацику побить рекорд своего отца (Мартин Мацик-старший был четвёртым по результатам «Дакара-2009»).
Ещё одна чешская команда TATRA BUGGYRA RACING выставит на гонку две машины. Союз завода Tatra и команды грузовых кольцевиков Buggyra, берущий начало в 2013 году, новым контрактом продлён еще на два года. За время сотрудничества увидели свет ралли-рейдовые Tatra 815, Tatra Phoenix G2 и Tatra Phoenix G3. На январскую гонку команда заявила эволюционную модель Tatra Phoenix уже 4-го поколения. Для Мартина Коломы это 10-й по счёту «Дакар». Он давно и прочно имеет амплуа самостоятельного игрока, способного преподнести соперникам неожиданные сюрпризы.
Команда «МАЗ-СПОРТавто» участвует в ралли «Дакар» тремя экипажами – Сергея Вязовича, Александра Василевского и Алексея Вишневского. Моторы на двух машинах подготовлены чехами из BUGGYRA RACING. На машине Василевского всё ещё используется 18-литровый мотор Тутаевского завода. Чтобы соответствовать регламенту соревнований (с января 2019 года в «Дакаре» могут участвовать только грузовики с моторами объёмом не выше 13 литров) на этот двигатель для ограничения мощности установлены рестрикторы (устройства, которые ограничивает вход воздуха в турбокомпрессоры). Перед командой «МАЗ-СПОРТавто» стоит задача одержать победу в ралли-марафоне «Дакар-2019». О планах завоевать в гонке первое место к 75-летию ОАО «МАЗ» заявил генеральный директор предприятия Дмитрий Катеринич.
Как видим, камазовцам предстоит серьёзно потрудиться, чтобы сохранить за собой титул чемпионов грузового зачёта «Дакара». Но и россияне не теряли времени зря. В команде много сделано для того чтобы достойно выдерживать конкуренцию со стороны иностранных автопроизводителей. В связи с изменением регламента «Дакара» и окончанием срока действия омологации автомобилей с двигателями рабочим объёмом 16,2 литра и переходом к использованию двигателей рабочим объёмом 13 литров, были подготовлены четыре абсолютно новых автомобиля. Внешне они отличаются от спортивных грузовиков предыдущего поколения современным агрессивным дизайном, рубленными и клиновидными формами, а также новой окраской, призванной подчеркнуть технологичность новой спортивной камазовской линейки.
Для машины, получившей индекс КАМАЗ-43509, в качестве нового базового рабочим объёмом 13 литров был выбран рядный шестицилиндровый двигатель Cummins ISZ-13, имеющий рабочий объём, максимально приближённый к предельно допустимому, и обладающий высокой надёжностью. Из-за большого количества изменений при установке рядного двигателя вместо V-образного, а также с учётом использования новых конструктивных решений и опыта эксплуатации прежних автомобилей, было принято решение об изготовлении совершенно новых автомобилей, вместо переоборудования имеющихся. Работы по форсировке двигателя выполнены полностью силами специалистов НП «КАМАЗ-Автоспорт», без привлечения иностранных фирм.
В отличие от конкурентов, использующих дефорсированные гоночные двигатели от кольцевых грузовиков, специалистам команды «КАМАЗ-мастер» пришлось использовать чисто серийный двигатель, и практически удвоить его базовые характеристики. Работы по форсировке велись с 2016 года, достигнуты показатели по мощности в 1100 л.с и 4500 Нм по моменту. Большая работа произведена по подбору характеристик турбокомпрессора и оптимизации программы управления двигателем для улучшения динамических качеств и сохранения показателей двигателя на больших высотах.
В связи с официальным разрешением использования автоматических коробок передач на автомобилях категории Т4-2 и учитывая, что основные конкуренты уже используют такие трансмиссии и показывают явное преимущество в гонках, в «КАМАЗ-мастере» в течение двух лет велись работы в этом направлении. На основании положительных результатов испытаний, принято решение использовать автоматические коробки передач на автомобилях Эдуарда Николаева и Айрата Мардеева. На других двух автомобилях установлены механические коробки передач.
В течение года была проведена большая работа по оптимизации, характеристик подвески. Также реализован полный переход на колёса размерности 22,5 дюйма, которые обеспечивают лучшую управляемость автомобиля и уверенное движение при низком давлении. Диски колёс увеличенного диаметра обеспечивают, кроме того, лучшее охлаждение тормозов.
Инженерами-электронщиками команды разработаны новые блоки управления распределением тормозного усилия электронной системы тормозов. И это далеко не полный список новых технических решений, использованных в новых спортивных грузовиках КАМАЗ.
Итак, «Дакар-2019» начался и каждый, кто принимает старт, рассчитывает на свои силы и удачу. Но, как любит говорить руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин, удача – это готовность и умение использовать шанс. Предстоящие две недели ожесточённой спортивной борьбы покажут, кто из соперников лучше других готов этот шанс использовать.